Биометрические данные. Что это такое и зачем их хотят собирать

Биометрия – это идентификация личности человека на основе уникальных биологических и поведенческих характеристик (биометрических данных).

Голос и изображение лица – два типа биометрических данных, которые обрабатываются и хранятся в Единой биометрической системе (ЕБС). Эта платформа создана в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и позволяет удалённо идентифицировать человека для предоставления различных услуг без посещения офиса.

Является ли это обязательным и сколько стоит?

Сбор биометрических данных, регистрация и использование системы осуществляются на добровольной основе и являются бесплатными.

Кому и зачем нужны эти данные?

Благодаря Единой биометрической системе можно дистанционно пользоваться услугами банков, зарегистрированных в системе. При этом пройти идентификацию можно в любом банке, а после загрузки данных в систему вы сможете пользоваться услугами всех участников. В дальнейшем биометрические данные потребуется обновлять каждые 3 года.

Например, для открытия и закрытия счета, вклада, оформления денежного перевода или кредита достаточно будет записать короткое видео, в котором зафиксируется ваше лицо и голос. На основании этих данных банк проведёт идентификацию личности и откроет доступ к совершению операций в любое время суток. Это особенно актуально для маломобильных граждан, для жителей удалённых территорий, а также разных часовых поясов.

Банки – это первопроходцы в реализации программы. В ближайшем будущем с помощью биометрии можно будет получать услуги здравоохранения, оформлять документы, делать покупки в магазинах, входить в личные кабинеты различных сервисов: например, в почту и социальные сети.

В перспективе, по мере развития этого направления в мире, станут возможными быстрое пересечение границ без документов и удалённое использование услуг за рубежом.

Насколько это безопасно?

Платформа для работы с Единой биометрической системой создана в соответствии с новейшими требованиями кибербезопасности – это ключевой момент. Шаблон с биометрическими данными человека хранится отдельно от персональных (тех, которые занесены в базу портала Госуслуг: ФИО, адрес, паспорт и др.). Банки также не хранят биометрические данные, а только получают результат сравнения текущего образца с контрольным шаблоном.

Точность распознавания системы высока – теоретически совершить ошибку она может, но вероятность этого крайне мала. Связка с личным кабинетом Госуслуг и одновременное сопоставление голоса и лица человека практически полностью исключают вероятность неточности. Единая биометрическая система позволяет различить даже очень похожих близнецов, идентифицировать лицо под медицинской маской, в очках и с бородой.

Как начать всем этим пользоваться? Что нужно для того, чтобы сдать биометрические данные?

На самом деле, процедура сбора биометрических данных достаточно проста. Необходимо обратиться в банк, в котором осуществляется сбор биометрических данных, с паспортом и СНИЛС. Не обязательно открывать счет или пользоваться какой-то услугой банка, достаточно подать заявление на сбор биометрических данных. Для работы требуется подтвержденная учетная запись Госуслуг. Если у вас её нет или вы пользуетесь неподтвержденной учётной записью, то в офисе банка можно как создать её, так и подтвердить. Сотрудник сфотографирует вас, запишет голос и отправит данные в Единую биометрическую систему.

После подтверждения регистрации вы сможете дистанционно пользоваться услугами, представленными в системе. Для этого нужно на сайте банка или в его мобильном приложении выбрать интересующую услугу и оформить ее через Единую биометрическую систему. Далее, нужно будет глядя в камеру смартфона или компьютера произнести контрольную фразу, которая генерируется автоматически.

Можно ли удалить свои данные из системы или изменить их?

В любое время можно удалить свои биометрические данные через портал Госуслуг – для этого необходимо авторизоваться и заполнить заявление об отзыве своих биометрических данных.

Актуализировать данные необходимо 1 раз в 3 года, однако, при каких-либо критических травмах, существенных и постоянных изменениях во внешности и голосе необходимо будет обновить данные в системе внепланово.

Пресс-служба

Отделения

Головной офис
Владимир, пр-т Ленина, 35
АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» «Восток»
Владимир, ул. Егорова, 8Б
Директор
Оганян Софья Львовна
АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» Рынок «ФЛОРА» г. Владимир
Владимир, ул. Мещерская, 4
Директор
Орлова Любовь Сергеевна