Цифровой профиль гражданина – в чем суть

В 2020 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России совместно с Банком России запустили новый сервис - Цифровой профиль гражданина (ЦП). Концепция проекта разрабатывалась на площадке Ассоциации ФинТех с привлечением ключевых участников финансового рынка. Что это за сервис? Зачем он нужен и чем будет полезен обычным людям?

Что такое цифровой профиль гражданина

Цифровой профиль – это совокупность всех данных, которые есть в электронных государственных базах и государственных информационных системах (ГИС) о гражданине. Сервис работает на базе ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) или других ГИС, обменивающихся данными через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и позволяет человеку получить централизованный доступ к своей личной информации, использовать эти данные, предоставлять или отказывать в доступе к ним.

Что попадает в цифровой профиль человека?

ЦП строится не «с нуля», а на основе информации из разных государственных баз (ПФР, ФНС, МВД, Росреестр, Минюст и др.). В профиле хранятся юридически значимые сведения о человеке, включая ФИО, паспортные данные, ИНН, адрес, место работы, образование, СНИЛС и т.д. Дополнительные данные напрямую в ЦП не отражаются, но есть ссылки для их получения из прочих источников. При необходимости информация по запросу подгружается из других баз – к примеру, из:

  • ФСС РФ

  • БКИ (бюро кредитных историй)

  • Кредитно-финансовых организаций

  • НПФ

  • Операторов связи

  • Страховых компаний

  • Профучастников рынка ценных бумаг

  • УДО по выдаче физлицу ЭЦП

  • Провайдеров услуг и пр.

Доступ к данным открывается по запросу в течение 15 секунд. Профиль гражданина состоит из трех блоков. Это основные данные о физлице (1 блок); ссылки на сведения из других ГИС (2 блок) и реестр согласий гражданина на обработку персональных данных (3 блок).

Зачем нужен цифровой профиль?

Цифровой профиль позволяет ведомствам и учреждениям оперативно обмениваться информацией о гражданах. Благодаря обмену данными, можно оформлять различные услуги без беготни и сбора бумажных документов. Кроме того, система помогает человеку получать своевременную информацию о полагающихся по закону услугах – к примеру, пособиях, выплатах, налоговых вычетах, замене паспорта, автостраховании и т.д.

Получить доступ к профилю могут не только государственные органы, но и коммерческие организации. Это банки, страховые компании, МФО, брокерские и управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.

Чем полезен цифровой профиль при работе с банком?

Новый сервис позволяет людям сэкономить время при сборе документов при оформлении различных услуг, например, кредита в банке. Цифровой профиль содержит информацию, которая обладает полной юридической силой. Чтобы получить услугу, не нужно предоставлять в банк никаких бумажных документов. От потенциального заемщика требуется дать согласие финансовому учреждению на обработку персональных данных и согласие на запрос данных из ЦП. После этого система передает сведения в банк, где планируется оформление услуги.

Дистанционная подача заявки на кредит доступна тем, у кого есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах. Если банк сотрудничает с ЦП, то при заполнении заявки на кредит на сайте вы увидите кнопку «Авторизоваться через Госуслуги» или аналогичную (могут называться по-разному). Чтобы воспользоваться сервисом ЦП, нужно нажать на эту кнопку, ввести логин/пароль вашего аккаунта на Госуслугах и согласиться на передачу своих данных из ЦП в банк. Банк получит необходимые данные на основании официальных данных ГИС. Имея такие данные, банк сможет принять решение о выдаче кредита.

Если человек решит прекратить пользоваться услугами банка или просто захочет отказаться от такого формата работы, то можно в любой момент на портале Госуслуги отозвать свое согласие на передачу данных из ЦП для этой организации.

Что это значит в долгосрочной перспективе?

Еще далеко не все организации начали работать с ЦП, но их число активно растет. И правда, новый сервис имеет неоспоримые плюсы как для организации, так и для граждан. Людям больше не нужно тратить время на сбор разных документов при оформлении кредитов, а организации получают всю официальную и подтвержденную информацию, необходимую для оказания услуги. Но также есть ряд нюансов, которые станут более ощутимыми с течением времени. Ни для кого не секрет, что многие работодатели платят своим сотрудникам минимальную зарплату, а остальное выплачивается в конвертах. Так называемая «серая зарплата». Сегодня многие банки и МФО при оформлении кредита еще принимают справки о доходах в свободной форме и без подтверждения.

В новом же формате работы, когда финансовые организации будут принимать решение на основании только официальных данных, такой вариант уже не подойдет. Ведь официальный доход человека, о котором работодатель отчитывается перед налоговой, будет гораздо ниже фактического. Таким образом, получение кредита с «серой» зарплатой станет более затруднительным.

Пресс-служба

Отделения

Головной офис
Владимир, пр-т Ленина, 35
АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» «Восток»
Владимир, ул. Егорова, 8Б
Директор
Оганян Софья Львовна
АО «ВЛАДБИЗНЕСБАНК» на рынке «Флора»
Владимир, ул. Мещерская, 4
Директор
Орлова Любовь Сергеевна